Контактная информация

188990, Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Рощинская, дом 2

(+7 813-78) 4-37-24
vuoksa_pressa@list.ru

Поисковый отряд "Северный рубеж": «Погибшим возвращаем имена»

07.02.2018 1667

        В июне 2017 года поисковики светогорского отряда «Северный рубеж» совместно с поисковым отрядом "Беркут" г. Санкт-Петербург начали осуществлять подъем остатков самолета ДБ 3 с экипажем - четыре человека. 

       ДБ-3 был двухмоторным дальним бомбардировщиком, который совершил первый полёт в 1935 году, прямо перед войной. В своё время на этом самолёте было установлено пять мировых рекордов — новаторская техника тогда строилась в СССР! Бомбардировщик ДБ-3 пережил несколько модификаций перед войной и был, в целом, вполне отвечавший требованиям того времени самолёт. Во время начала войны, в 1941 году, на долю этих самолётов пришлись самые большие потери из-за использования их для бомбардировки войск и поддержке сухопутных войск с воздуха, то есть практически дальнему бомбардировщику ставились задачи штурмовика. Вынужденная мера первых дней войны — так, 22 июня 1941 года из 70 самолётов ДБ-3Ф 96 дбап, не вернулось 22 машины, из которых более половины было сбито. 

      Поисковики рассказывают, что как правило самолеты при падении разлетаются на сотни метров, по тому где находятся остатки железной птицы можно определить точку падения. А если самолет упал в озеро, реку или болото, то есть шанс найди не мало ценной информации, так это и произошло с экипажем ДБ 3.

       - Мы подняли ранец,- говорит заместитель командира поискового отряда «Северный рубеж» Александр Андрушко, - открыли, а там парашют, целый, белоснежный. Кубари старшины авиации сохранились отлично. Как и документы с военным билетом, продовольственная карта. Не описать чувства, которые ты испытываешь в момент поднятия пилотов. Вот ты весь уставший, в грязи, по колено в воде, но ты понимаешь, что бойцы здесь, что сейчас мы их достанем, установим их имена, будем стараться найти родственников, а потом они будут захоронены со всеми почестями.

 

        Удалось установить имена членов экипажа найденной машины - летчик Петр Нечипоренко, штурман Алексей Терентьев, стрелок - радист Николай Иванов и воздушный стрелок Василий Мамонов – они пропали без вести 15 февраля 1940 года.

       - Родственников двоих членов экипажа нам удалось найти, - говорит Александр Дмитриевич, - воздушного стрелка-радиста младшего комвзвода Иванова Николая Федоровича и воздушного стрелка старшины Мамонова Василия Марковича. 

      Евгения Давыдова, внучка воздушного стрелка Василия Мамонова приехала на место крушения самолета из Воронежа. Она воочию увидела, как поисковики занимаются подъемом останков бойцов и частей самолета.

        О том, что нашли самолет её деда, девушка узнала случайно - из интернета. По ее словам, семье сообщили только то, что он сгорел вместе с самолетом, и стальная птица упала на территории противника, они и догадываться не могли, что он находится на землях России (ведь раньше эти места принадлежали финнам).  Однополчане Василия Мамонова рассказывали: в тот роковой вылет он отправился случайно - подменил сослуживца. И словно предчувствовал свою гибель. Погиб он 15-го февраля, а 14-го написал два письма. Одно - сразу отправил, а второе - положил в свой чемодан на случай гибели. Письма были личные для супруги.

        А по двум другим, это летчик младший лейтенант Нечипоренко Петр Иванович, штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич, до сегодняшнего дня никакой информации не было. 

       - Мы никакой информации найти не могли, - уточняет Александр Дмитриевич, - а именно год рождения, откуда родом, где и кем призван, данные о семье. Удалось лишь выяснить, что весь экипаж был награжден посмертно Орденом Красного Знамени. Но с помощью Натальи Дзюба, которая является заместителем руководителя Крымской Республиканской ассоциации общественно-поисковых организаций "Отчизна" удалось найти информацию по НИЧИПОРЕНКО Петру Ивановичу.

        - Вы не представляете, как я сама рада, что по Нечипоренко нашлась информация!!!!  До слез......, - делится Наталья. - Я с мыслями о Нечипоренко ложилась и с ними вставала… Не могла смириться, что ничего нет на человека. Всевышний услышал молитвы о нем. Теперь бы родных найти. Очень надеюсь, что кто-то в селе остался из родственников. 
Еще большая работа предстоит впереди. Все не просто - нужно искать по архивам училища, данные по составу семьи. Архивы военных училищ в ЦАМО и в РГВА.
 

        Действительно, работа предстоит большая, но зацепки есть и это самое главное. Теперь нужно продолжать поиски информации о штурмане старшине Терентьеве Алексее Алексеевиче. Даст Бог работа будет закончена и останки советских летчиков будут с почестями перезахоронены. 

       Сегодня меньше становится безымянных героев именно благодаря инициативе большого числа поисковых отрядов, члены которых взяв свои металлоискатели и необходимое оборудование уходят копать в леса на несколько дней, а порой и недель. Ищут в архивах, затем ищут уже в земле. Молчаливые герои современности! Это вам не диванные аналитики в копе — ребята своё дело знают!

 


СПРАВКА. Поисковиками были обнаружены обломки самолета и сильно разбитый мотор М-87. После внимательного исследования мотора удалось установить его заводской номер 87802. По данным российского историка Олега Киселева, мотор М-87 № 802 и второй мотор № 714 на 1 февраля 1940 года стояли на самолете ДБ-3 № 1451 и были на учете в 42 ДБАП. Самолет с вышеуказанными моторами поступил в полк 1 ноября 1939 года с завода № 18 и не вернулся с боевого задания 15 февраля 1940 года из района Ихантала.

 

#поискродственников #ПДР #УКРАИНА #летчикиВОВ