Контактная информация

188990, Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Рощинская, дом 2

(+7 813-78) 4-37-24
vuoksa_pressa@list.ru

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег

03.10.2019 71

 

В чем заключается сущность работы учителя? Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Как учить? Чего мы хотим от современного образования? Я часто задумываюсь над этими вопросами. Профессия учителя является одной из древнейших. Учителя появились еще задолго до того, как появилась педагогика как наука. Все известные философы были, в свою очередь, учителями, поэтому даже современный педагог должен осознавать философское начало своей профессии.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.

 

Нет на свете неспособных детей. И задача учителя – помочь своим ученикам найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует от учителя знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности и большое предназначение. Приятно видеть, что первые робкие неумелые движения учеников рукой с бумагой, спицами, крючком, чертежными инструментами или резцом постепенно становятся уверенными и точными, а из-под рук воспитанников выходят красивые и полезные изделия. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит». Все имеет свои истоки.

 
Сычихина Светлана Серафимовна, учитель труда СОШ № 1.

Светлану тоже когда-то учили. Именно любимые учителя открыли ей, что дружеское участие, живое доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворенности своей работой. Сдав выпускные экзамены, Светлана из Липецкой области приехала в Ленинград и поступила в педагогический институт имени А. И. Герцена на индустриально-педагогический факультет. В 1991 году молодая учительница технологий приехала по направлению в Светогорскую среднюю школу, где и работает по сегодняшний день. Современному учителю важно не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания. И чем отчетливее он понимает эту свою основную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляет своим ученикам. Мастерство учителя, на мой взгляд, должно выражаться, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня развития знаний и умений учащихся. Развитие ребенка должно идти через самостоятельную деятельность. Прочно усваивается то, что требует определенных логических операций. И Светлана Серафимовна Сычихина, как учитель-практик, выход увидела один – создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно сможет раскрыться творческий потенциал ребенка.

 
В 2018 году в СОШ № 1 в кабинете труда была установлена кухня для практических занятий.

Есть известная китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Именно на уроках технологии ученик не только слышит, видит, но, самое главное, делает самостоятельно, своими руками – «действует сам», и видит результат своей деятельности. И тогда уроки становятся не просто уроками. Они становятся жизнью ребенка. И именно в школе ребенок учится жить, думать, творить, и здесь ему на помощь приходит предмет Технология.

 

Но только с помощью учителя ребенок сможет овладеть материалом и активно реализовать его в самостоятельной жизни. А для этого учитель-мастер должен владеть всем арсеналом педагогических средств, выбирать из них наиболее эффективные, обеспечивающие достижение целей. Все это, вместе взятое, готовит к жизни, труду, разнообразной полезной практической деятельности независимо от того, будет ли ребенок в дальнейшем занят в какой-либо отрасли производства, сфере бытового обслуживания, станет ли он учителем, врачом, инженером или художником. Задача Светланы Серафимовны – научить детей трудиться и любить труд. Эта задача - общая для всех детей: и девочек, и мальчиков, и решается она на уроках и во внеурочной деятельности через различные методы с использованием информационных и современных технологий. Роль Светланы Серафимовны заключается в возможности научить каждого ребенка делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Тем более, что и учитель так много умеет делать своими руками: вяжет крючком и спицами, вышивает крестиком и гладью. Мечтает попробовать вышивку бисером, только, увы, время пока не хватает. Светланы Серафимовны Сычихина за свою работу награждена почётными грамотами различного уровня.

В июне 2019 года за многолетний добросовестный труд и в связи с юбилеем ей объявлена Благодарность Главы администрации МО «Светогорское городское поселение». Ни один самый современный компьютер и самый быстрый интернет не обеспечит учителю главное – способность творить, учиться, работать над собой, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Ольга Лобашкова